Гайковёрт — это инструмент, который используется для откручивания и закручивания резьбового соединения на гайках и болтах при установке или демонтаже, а так же для выкручивания и вкручивания анкерных шурупов и глухарей, с крутящим регулируемым моментом.
По способу действия бывают гайковерты:
- Гидравлический. Используются в непростых условиях климата, с температурой до 40 °С. У них небольшая чувствительность к загрязнениям с внешней стороны, что дает возможность служить этим инструментам довольно долго. Диапазон гидравлических мощностей гайковёртов равен 200 Нм — 65 000 Нм.
- Пневматический гайковерт ручной. Используется для работ, которые требуют точного затяжного момента. Пневматические гайковерты применяются, как правило, на металлургических и механических организациях, а также в строительстве, авиастроении и автомобилестроении. Импульсивный ударный момент этим моделям гайковёрта позволяет обеспечить довольно большой крутящий момент. Имеется возможность разбирать болтовые старые соединения.
Гайковёрты пневматические обладают небольшим весом, высокой производительностью, и при этом очень удобны в использовании. Делятся пневматические гайковёрты на:
- гайковерты прямые – используются для осуществления простых операций;
- ударные — применяют там, где нужно приложить большое усилие для закручивания или откручивания гаек.
Гайковерты пневматические с частым ударом применяют во время сборки резьбовых соединений, с диаметром 1,4 см – 3,6 см в течение 4 с — 10 с, развивающие наибольший момент затягивания до 1 600 Нм. Вращательные-ударные механизмы гайковертов этого вида унифицируются по принципу своего действия. Гайковерты у которых редкий удар применяют для затяжки тарированной, резьбовых высокопрочных соединений, с диаметром 2,0 см – 6,0 см, и ударной энергией 25 Дж — 160 Дж.
У гайковертов прямых вращательная ось шпинделя полностью совпадает с вращательной осью пневматического мотора. Характеризуются они маленьким затяжным моментом за счет ударного механизма. Ударный механизм в процессе вращения гайковертов без нагрузки, поступающей от шпинделя, крутится совместно с пневмодвигателем. При появлении нагрузки механизм ударный при сцеплении со шпинделем, совершает удар, передающийся на гайку и головку. Ось верчения шпинделя у гайковертов угловых по отношению к корпусу расположена под прямым углом. Имеются модели, которые работают с храповым или ударным механизмом. Оснащены все гайковерты реверсным механизмом и регулятором вращающего момента. Затяжной момент допускается регулировать, при помощи изменения давления на входе воздуха.