Шпоночные соединения часто используются в строительных машинах и механизмах в качестве соединений, с помощью которых передается крутящий момент. Шпоночные соединения выглядят как соединение охватываемой и охватывающей детали, фиксирующиеся с помощью специальной детали – металлической шпонки или как ее еще называют – металлического клина. Шпонка металлическая имеет продолговатую форму, благодаря которой она прочно фиксируется в специальном пазе. На сегодняшний день в зависимости от типа конструкции, в которой используется шпоночное соединение, выделяют следующие виды шпонок:
цилиндрические;
клиновые;
призматические;
сегментные;
тангенциальные.
Главной задачей шпоночного соединения является обеспечение достаточной подвижности вдоль продольной оси механизма. Стоит отметить, что шпонки подвергаются большой нагрузке, поэтому при изготовлении обязательно подвергаются контролю качества, в ходе которого проверяется их прочность на смятие. При производстве шпонок могут использовать различные сплавы, однако в большинстве механизмов используются высокопрочные стальные шпонки. Суммируя все вышесказанное, можно выделить следующие преимущества использования шпоночных соединений вместо других типов соединений, передающих крутящий момент:
низкая себестоимость производства;простота конструкции металлического клина;элементарность монтажных и демонтажных работ.
Тем не менее, не стоит забывать, что шпоночные соединения постоянно находятся под напряжением, из-за чего в зоне шпоночного паза возникает пониженное сопротивление износу, что неминуемо ведет к деформации шпонки. Учитывая все вышеназванные факты, необходимо отметить, что экономить на шпонках не стоит – детали данного типа должны изготавливаться из высококачественных сплавов и соответствовать требуемым стандартам качества.